Китай расширяет финансовую открытость своими темпами

На днях председатель Комиссии по регулированию банковской и страховой деятельности Китая Го Шуцин заявил, что в стране планируют выдвинуть дополнительные 12 мер, направленные на повышение открытости финансового сектора. В очередной раунд мер войдет отмена ограничения инвестиций в местные коммерческие банки как с иностранных, так и с внутренних акционеров, отмена общих требований к активам для иностранных банков, которые стремятся открыть филиалы, и тех, которые хотят быть локально зарегистрированными в Китае, разрешение зарубежным финансовым учреждениям инвестировать в иностранных страховщиков в Китае и др.
Это новый раунд мер повышения финансовой открытости после того, как в апреле прошлого года Китай выдвинул 15 соответствующих мер в банковской и страховой отраслях. Несомненно, новые меры еще глубже расширяет открытость банковской и страховой отраслей Китая, повысят уровень маркетизации, поощрят активность участия иностранных инвестиций в развитии китайских финансов.
Финансовый сектор является движущей силой и стабилизатором развития народного хозяйства. Тот, кто уделяет пристальное внимание китайской экономике, наверняка знает, что после того, как в докладе 19-го съезда КПК призвали стимулировать формирование новой архитектоники всесторонней открытости, председатель КНР Си Цзиньпин на церемонии открытия Боаоского азиатского форума-2018 выдвинул 4 важные меры по расширению открытости внешнему миру. На двух сессиях этого года в Докладе о работе правительства также было отмечена необходимость внедрения в жизнь мер по открытости финансовой отрасли. Китай стабильно своими темпами продвигает расширение открытости финансового сектора экономики для того, чтобы он как можно лучше служил реальному сектору экономики.
Новый раунд мер по повышению финансовой открытости имеет три особенности:
Во-первых, был почеркнут принцип «равноправного отношения к иностранным и местным компаниям». К примеру, в соответствии с ним снимаются ограничения инвестиций в местные коммерческие банки, как с иностранных, так и с внутренних акционеров. Этот принцип будет содействовать созданию справедливой конкурентной среды для китайских и зарубежных финансовых учреждений.
Во-вторых, эти меры снизили «порог» прохождения иностранных финансовых учреждений на китайский рынок. На этот раз речь идет не только об открытии более широкого доступа для крупнейших мировых компаний, но и для мелких и «нишевых игроков», что позволит Китаю стать более конкурентоспособным.
В-третьих, эти меры расширили сферу деятельности иностранного капитала в Китае. Например, допуск иностранных банков с самого момента их открытия для участия в операциях с китайскими юанями – это практически осуществление национального режима на прединвестиционной стадии для них, что обязательно в дальнейшем расширит пространство бизнеса иностранного капитала в стране.
На протяжении более 40 лет проведения политики реформ и открытости, уровень обслуживания финансового сектора Китая, его конкурентоспособность, сфера деятельности и уровень обслуживания значительно повысились. В настоящее время в банковской и страховой отраслях уже сформирована плюралистическая структура собственности, в которую входят государственные и частные банки, а также банки с иностранным капиталом, в том числе доля банков и страховых компаний с иностранным капиталом занимают соответственно 1,64% и 6,36%.
Несмотря на это, необходимо признать, что уровень развития и открытости финансового сектора Китая должны в дальнейшем подниматься. Напомним, что недавно на 2-м Форуме высокого уровня по международному сотрудничеству «Один пояс, один путь» председатель КНР Си Цзиньпин объявил 5 мер расширения открытости, в том числе расширение доступа иностранного капитала на рынок для дальнейшего стимулирования структурной реформы внутреннего предложения путем честной конкуренций и открытого сотрудничества. Финансовая отрасль по сути – это конкурентная отрасль, расширение внешней открытости и участие в международном противоборстве могут еще лучше служить реальной экономике. Это историческая возможность развития и для китайских финансовых органов, и для иностранных.
Кроме того, необходимо придерживаться еще 3 важных финансовых принципов. Во-первых, следовать системе управления, соединяющей национальный режим на прединвестиционной стадии с негативным списком, во-вторых, стимулировать механизм формирования валютного курса китайского юаня и процесса конвертации, в-третьих, в процессе финансовой открытости уделять внимание предотвращению возможных рисков.